Достойно есть. Болгаро-Византийского распева






 Прокимен на венчании.



  (Для проведения обряда с исполнением древних распевов, детали по телефону +380(61)270-04-27 )

 Венчание.
Почему современные молодожены стремятся быть обвенчанными, чего ожидают от этого таинства?
  Кто-то относится к этому как к модному явлению, кто-то надеется на более крепкий и счастливый брак, но мало кто помнит и знает об истинном значении этого обряда.
 А ведь обряд венчания имеет глубочайшее духовное значение. Это одно из основных таинств для православной церкви и одно из самых значительных событий в жизни любого человека, это очищение и полное сознание передачи себя, своих желаний и прежней жизни под власть другого человека, освященное церковью. И это распространяется не только на жену, которая согласно религиозного учения «да убоится мужа своего», но и для мужа, который становится духовной опорой своей семьи, «муж есть глава жены». В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благословение Божие для супружеского счастья и для рождения, христианского воспитания детей. Оба супруга должны постоянно созидать брак, не допускать, чтобы ежедневные, суетные страсти разрушили духовную основу брака — любовь.
Поэтому, если вы решились на этот значительный шаг, подумайте в очередной раз, какими чувствами вы руководствуетесь. Если ваше решение – это подражание моде и подсознательная надежда на прочный брак, то готовы ли вы к тому, что человек, с которым вы пришли в церковь, тот единственный, с кем вы хотите прожить до конца своих дней, потому что именно он будет перед лицом религии вашим законным супругом. И сделать такой шаг можно только раз в жизни.
Жених и невеста должны приступать к христианскому браку в сознании его святости и ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства.
Между тем церковь к браку испокон веков относилась очень серьёзно, так даже во времена становления христианства, когда канонические догматы церкви были особенно жестки, а отношения с иноверцами имели ряд ограничений, церковь разрешала присутствовать на свадьбе даже у язычников.
Чем можно объяснить такое отношение?
Только тем, что союз мужа и жены – это тайна настолько возвышенная, что ее можно сравнить с союзом Христа и Церкви.

- Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога «претерпеть» и «остаться верным».

Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. «враги человеку - домашние его» (Матф.10:36).

Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять,  единение прекратится и семья останется - лишь юридическим фактом.

Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда – духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.

Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего «я» не получится..
Интересен тот факт, что во время таинства Венчания(а также таинства Священства) в один из самых торжественных моментов, когда молодую чету обводят вокруг аналоя три раза (а священнослужителя вокруг престола), хор поет: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших». И далее: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвала, мучеников радость, которых проповедь — Троица Единосущная». Палачи не могли заглушить радости мучеников о грядущем соединении со Христом. В этом контексте понятна и радость молодых супругов, ведь все трудности семейной жизни не смогут заглушить той радости, которая достигается посредством единения в браке. Движущей силой как мучеников, так и молодых людей, вступивших в брак, является любовь.   


 Для особой торжественности, ради привнесения помпезности в происходящем обряде сгодня часто используют музыку композиторов признанных во всем мире. Чайковский, Рахманинов, Ведель писали замечательную музыку, но задумаемся на сколько она уместна в данном событии.
  Древние распевы не имеют авторства, поскольку были созданы безвестными монахами, проведшими жизнь в аскетизме и самоотречении.  Что касается авторского достоинства партесных произведений в буквальном, узком смысле этого слова, то их авторами были люди очень разные, имевшие свои слабости и пороки. Многие из них не были укоренены в церковной традиции (поэтому и притязали на то, чтобы вводить музыку итальянских светских опер в русское богослужение) и как не прекрасна их музыка, как не велико их творческое наследие в мировом,  общечеловеческом плане, зададимся вопросом, а насколько уместны их «шедевры» в таком вопросе.
  Правильному отношению к красоте напева можно поучиться у святых и авторитетных иерархов нашей Церкви. Вот что писал в начале XX века владыка Арсений (Стадницкий), поборник возрождения древних распевов в России: "С богослужебным пением происходит аналогичное тому, что у нас, в России, произошло с иконописью. Было время, когда к написанию ликов Спасителя, Божией Матери, св. угодников Божиих приступали с молитвою, с постом, когда иконописцы на свое дело не смотрели, как на ремесло. Оттого в древних храмах XII-XVI веков иконопись носит особый характер. То правда, что в ликах, написанных в это время, нет тонкости, строгой пропорциональности, но зато у них имеется одно такое преимущество, которое безконечно возвышает древнюю иконопись пред современною: в них отпечатлевается святость".
Эти слова владыки Арсения перекликаются со словами святителя Игнатия Брянчанинова: "Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства - очевиден, но он исчезает пред духовным достоинством".

Вместо послесловия:
Старец Паисий Святогорец

«Пройдет время, и люди оценят то, что христиане хранят сегодня честь, веру и величие Церкви. Вот увидите - люди опять вернутся к старому. Ведь и с иконописанием произошло то же самое. Было время, когда византийского искусства понять не могли. Люди теслом сбивали со стен старые фрески, чтобы отштукатурить и расписать их заново - в стиле Возрождения. Сейчас, после стольких лет за византийским искусством признали великую цену. Даже многие из тех, в ком нет благоговения, даже те, кто не верует в Бога, потихоньку возвращаются к старому и снимают со старинных, израненных теслом фресок скрывавшую их расписанную в западном стиле штукатурку. Точно так же люди потихоньку начнут разыскивать и то, что они выбрасывают как ненужное сегодня.
  А посмотри, как возвращается всё на свои места в византийском церковном пении! Сейчас петь по-византийски выучились даже малые дети. Раньше было трудно найти человека, который знал бы византийское пение. А сейчас его знают малые дети, и взрослые, видя это, задумываются…»